Персональный сайт педагога Римша Таисии Владимировны

КАРТОТЕКА СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР


КАРТОТЕКА

СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

«СОЦИАЛИЗАЦИЯ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 «Собираемся на прогулку»

Цель:разви­вать у детей умение подби­рать одежду для разного сезона, научитьправильно назы­вать элементы одежды, закреп­лять обоб­щен­ные поня­тия«одежда», «обувь», воспи­ты­вать забот­ли­вое отно­ше­ние к окружающим.

Обору­до­ва­ние: куклы, одежда для всех пери­одовгода (для лета, зимы, весны и осени, маленький шкаф­чик для одежды и стульчик.

Возраст: 3–4 года.

Ход игры: в гости к детям прихо­дит новая кукла. Оназнако­мится с ними и хочет поиграть. Но ребята соби­ра­ются на прогулку и пред­ла­гаюткукле идти с ними. Кукла жалуется, что она не может одеваться, и тогда ребятапред­ла­гают ей свою помощь. Дети достают из шкаф­чика кукольную одежду, назы­ваютее, выби­рают то, что нужно сейчас одеть по погоде. С помощью воспи­та­теля вправильной после­до­ва­тельности они одевают куклу. Затем дети одева­ются самии выхо­дят вместе с куклой на прогулку. По возв­ра­ще­нии с прогулки дети разде­ва­ютсясами и разде­вают куклу в нужной последовательности, коммен­ти­руя своидействия.

«Магазин»

Цель:научить детей клас­си­фи­ци­ро­вать пред­меты по общим признакам, воспи­ты­ватьчувс­тво взаимопомощи, расши­рить словар­ный запас детей: ввести поня­тия«игрушки», «мебель», «продукты питания», «посуда».

Оборудование: все игрушки, изоб­ра­жа­ющие товары,кото­рые можно купить в магазине, распо­ло­жен­ные на витрине, деньги.

Возраст: 3–7 лет.

Ход игры: воспи­та­тель пред­ла­гает детям размес­титьв удоб­ном месте огром­ный супер­мар­кет с такими отделами, как овощной,продуктовый, молочный, булоч­ная и прочие, куда будут ходить покупатели. Детисамос­то­ятельно расп­ре­де­ляют роли продавцов, кассиров, торго­вых работ­ни­ковв отделах, рассор­ти­ро­вы­вают товары по отде­лам – продукты, рыба, хлебо­бу­лоч­ныеизделия, мясо, молоко, быто­вая химия и т. д. Они прихо­дят в супер­мар­кет запокуп­ками вместе со своими друзьями, выби­рают товар, сове­ту­ются спродавцами, расп­ла­чи­ва­ются в кассе. В ходе игры педа­гогу необ­хо­димо обра­щатьвнима­ние на взаимо­от­но­ше­ния между продав­цами и покупателями. Чем старшедети, тем больше отде­лов и това­ров может быть в супермаркете.

 

«Игрушкиу врача»

Цель:учить детей уходу за больными и пользо­ва­нию меди­цин­с­кими инструментами,воспи­ты­вать в детях внимательность, чуткость, расши­рять словар­ный запас:ввести поня­тия «больница», «больной», «лечение», «лекарства», «температура»,«стационар».

Оборудование: куклы, игру­шеч­ные зверята, меди­цин­с­киеинструменты: термометр, шприц, таблетки, ложечка, фонендоскоп, вата, баночки слекарствами, бинт, халат и чепчик для врача.

Возраст: 3–7 лет.

Ход игры: воспи­та­тель пред­ла­гает поиграть, выби­ра­ютсяДоктор и Медсестра, остальные дети берут в руки игру­шеч­ных зверю­шек и кукол,прихо­дят в полик­ли­нику на прием. К врачу обра­ща­ются паци­енты с различ­нымизаболеваниями: у мишки болят зубы, потому что он ел много сладкого, кукла Машаприще­мила дверью пальчик и т. д. Уточ­няем действия: Доктор осмат­ри­ваетбольного, назна­чает ему лечение, а Медсес­тра выпол­няет его указания. Неко­то­рыебольные требуют стаци­онар­ного лечения, их кладут в больницу. Дети стар­шегодошкольного возраста могут выбрать несколько разных специ­алис­тов – терапевта,окулиста, хирурга и других извес­т­ных детям врачей. Попа­дая на прием, игрушкирассказывают, почему они попали к врачу, воспи­та­тель обсуж­дает с детьми,можно ли было этого избежать, гово­рит, что нужно с большей забо­той отно­ситьсяк своему здоровью. В ходе игры дети наблю­дают за тем, как врач лечит больных –делает перевязки, изме­ряет температуру. Воспи­та­тель оценивает, как дети обща­ютсямежду собой, напо­ми­нает о том, чтобы выздо­ро­вев­шие игрушки не забы­валиблаго­да­рить врача за оказан­ную помощь.

«Деньрождения Степашки».

Цель:расши­рить знания детей о спосо­бах и после­до­ва­тельности серви­ровки столадля праз­д­нич­ного обеда, закре­пить знания о столо­вых предметах, воспи­ты­ватьвнимательность, заботливость, ответственность, жела­ние помочь, расши­ритьсловар­ный запас: ввести поня­тия «праздничный обед», «именины», «сервировка»,«посуда», «сервис».

Оборудование: игрушки, кото­рые могут прийти в гостик Степашке, столо­вые пред­меты – тарелки, вилки, ложки, ножи, чашки, блюдца,салфетки, скатерть, столик, стульчики.

Возраст: 3–4 года.

Ход игры: воспи­та­тель сооб­щает детям о том, что уСтепашки сегодня день рождения, пред­ла­гает пойти к нему в гости и позд­ра­витьего. Дети берут игрушки, идут в гости к Степашке и позд­рав­ляют его. Степашкапред­ла­гает всем чай с тортом и просит помочь ему накрыть стол. Дети активноучас­т­вуют в этом, с помощью воспи­та­теля серви­руют стол. Необ­хо­димо обра­щатьвнима­ние на взаимо­от­но­ше­ния между детьми в процессе игры.

Строимдом.

Цель:позна­ко­мить детей со стро­ительными профессиями, обра­тить внима­ние на рольтехники, облег­ча­ющей труд строителей, научить детей соору­жать пост­ройкунеслож­ной конструкции, воспи­тать дружес­кие взаимо­от­но­ше­ния в коллективе,расши­рить знания детей об особен­нос­тях труда строителей, расши­рить словар­ныйзапас детей: ввести поня­тия «постройка», «каменщик», «подъемный кран»,«строитель», «крановщик», «плотник», «сварщик», «строительный материал».

Оборудование: круп­ный стро­ительный материал,машины, подъем­ный кран, игрушки для обыг­ры­ва­ния постройки, картинки с изоб­ра­же­ниемлюдей стро­ительной профессии: каменщика, плотника, крановщика, шофера и т. д.

Возраст: 3–7 лет.

Ход игры: воспи­та­тель пред­ла­гает детям отга­датьзагадку: «Что за башенка стоит, а в окошке свет горит? В этой башне мы живем, иона зовется? (дом) ». Воспи­та­тель пред­ла­гает детям пост­ро­ить большой,прос­тор­ный дом, где бы могли посе­литься игрушки. Дети вспоминают, какиебывают стро­ительные профессии, чем заняты люди на стройке. Они расс­мат­ри­ваютизоб­ра­же­ния стро­ите­лей и расс­ка­зы­вают об их обязанностях. Затем детидого­ва­ри­ва­ются о пост­ройке дома. Расп­ре­де­ля­ются роли между детьми:одни – Строители, они строят дом; другие – Водители, они подво­зят стро­ительныймате­риал на стройку, один из детей – Крановщик. В ходе стро­ительс­тва следуетобра­щать внима­ние на взаимо­от­но­ше­ния между детьми. Дом готов, и туда могутвселяться новые жители. Дети самос­то­ятельно играют.

 

 

«Почта»

 Цель ¬• Рассказать детям о том, что звери и птицы (голуби, собаки, слоны, верблюды)могут доставлять почту так же, как транспорт и люди. • Ознакомить с процессомполучения бумаги, на которой пишутся письма, и бумаги, на которой печатаютсяжурналы и газеты. • Объяснить, что почта помогает людям получать быструюинформацию о событиях, происходящих в мире.

СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ¬ • Дети получают письмо из леса о том, что тампоявились люди, которые ломают молодые деревья, ветки, рвут цветы. Задачадетей: организовывать отряд помощи и предложить пути решения проблемы. •Почтовый голубь приносит телеграмму от гиппопотама о том, что в Африке сильнаязасуха. Задача детей: организовать доставку питьевой воды в специальныхбаллонах (их заменяют пластиковые бутылки); используя географическую карту,предложить способы доставки. • Собака Жучка приносит весть о том, что в горахсошла лавина, в результате чего пострадали звери, поломаны деревья. Задачадетей: собрать специальную посылку с бинтами, йодом, замазкой для деревьев.

 

«Парикмахерская»

 Цель ¬• Рассказать о том, что существуют специальные парикмахерские для животных(мытье, стрижка шерсти). • Обратить внимание детей на проблему мусора (впарикмахерской остаются пустые флаконы, баночки, остриженная шерсть и т. п.). •Как решить проблему утилизации отходов с наименьшим ущербом для природы?

СОЗДАНИЕПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ¬ • Впарикмахерскую приходит лохматая грязная собачка, которую из-за ее неопрятноговида никто не хочет взять к себе домой. (Парикмахер предлагает вымыть ее ипостричь.) • Открытие парикмахерской-салона «У Артемона» (оформление помещения,выбор журналов, фотографий). • В парикмахерскую приходит экологическая милицияи говорит о необходимости утилизации мусора. (Дети предлагают варианты решенияэтой проблемы: пластиковые баночки выбрасываются в одни контейнеры, стеклянные— в другие и т. п. Затем все это отвозится на завод и перерабатывается.)

"Пора кушать".

• Накрыть стол, расставитьприборы.

• Сварить суп, кашу на плитке(в пустой кастрюльке или положив в нее пуговицы, шарики, бусины, палочки и пр.)и покормить куклу из ложечки, палочкой, из ладошки. В качестве плитки можноиспользовать кубик или другой плоский предмет.

• Сварить яичко (шарик), подутьна него, разбить ложкой (палочкой), покормить куклу, мишку.

• Испечь пирожки (можноиспользовать шарики, колечки, пуговицы, кубики, вырезанные из цветной бумагифигурки, можно слепить их из пластилина, теста), угостить кукол и зверей.

• Накормить куклу из тарелкисупом, кашей, хлебушком, порезать ножом (палочкой) сосиску, колбаску (для этойцели могут использоваться шарик, кубик, палочка, детали от конструктора илимозаики, фантик, шарик).

• Вскипятить молоко, налитьсок, напоить кукол, дать им печенье, конфету (используются пластмассовые деталиконструктора или мозаики, фантик, шарик) рисунками без детализации собозначением только цвета, например, зеленый овал – огурчик, оранжевый –морковка, красный кружок - яблочко или помидор, зеленый круг в полоску - арбуз)

• Помыть посуду, вытереть ееполотенцем. Вымыть посуду можно ладошкой или кусочком губки, вместо полотенцаиспользовать кусочек ткани.

Не следует забывать о том, чтоигровые действия можно совершать и без использования предметов, с помощьюпальцев, ладошки, жестов (например, "взять" пальчиками воображаемуюконфету или орешек, протянуть мишке пустую ладошку и предложить ему яблочко).

Врамках этого сюжета можно организовать обыгрывание различных детскихстихотворений, например, "Оладушки" А.Кравченко:

Бабушка, бабушка,

Испеки оладушки! –

Да испечь-то испеку,

Только где же взять муку?

 - Вот мука! Бабушка,бабушка,

 Испеки оладушки!

 - Я б оладьев напекла,

Только нету молока.

- Вот молоко!

Бабушка, бабушка,

Испеки оладушки!

- Я бы испекла уже,

Вот беда-то, нет дрожжей.

-Вот дрожжи! Бабушка, бабушка,

 Испеки оладушки!

- Да испечь-то испеку,

Только надо сахарку.

 - Вот сахар! Бабушка,бабушка,

 Испеки оладушки!

- Печь оладьи есть сноровка,

Только где же сковородка?

 - Вот сковородка! Бабушка,бабушка,

 Испеки оладушки!

 Ну, теперь-то напеку,

Внучке милой напеку

 И любимому внучку.

Целу гору напеку!

 Масленых, румяных,

С медом, Со сметаной

Сначала вы читаете ребенку стихотворение, по разному интонируя речь бабушки и внука (внучки) и иллюстрируя его соответствующими игровыми действиями (например, показываете пустую горсточку вместо муки, пустую чашку "с молоком", кубик вместо дрожжей, сковородку в виде игрушки или рисунка и т.п.). После того как малыш познакомится со стихотворением, можно разыграть его вместе, предложив ему роль внучка, подсказывая соответствующие слова и помогая в случае необходимости выполнить то или иное действие. Это стихотворение хорошо тем, что в нем ребенок повторяет одинаковые строчки, а его игровые действия достаточно разнообразны. Кроме того, их каждый раз можно варьировать (например, вместо плиты использовать кубик, плоскую деталь конструктора или пирамидки, стульчик ипр.), а со старшими детьми - обмениваться ролями.

"Баюшки-баю"

 

Запеленать куклу.

• Погладить, обнять ее.

• Побаюкать на руках.

• Положить в кроватку, накрыть одеялом, покачать кроватку.

• Спеть колыбельную песенку или прочитать стишок, например, такой:

 

Вот тебе под спинку мягкую перинку.

 Сверху на перинку

Чистую простынку.

Вот тебе под ушки

Белые подушки.

Одеяльце на пуху

И платочек наверху.

"Надо, надо умываться"

 

Искупать куклу в ванночке (вместо мыла и губки можно использовать кубик, шарик, кусочек поролона).

• Вымыть кукле голову шампунем (из пластмассовой баночки), вытереть салфеткой.

• Причесать куклу (расческой, палочкой), дать ей посмотреться в зеркальце.

• Умыть куклу из тазика.

• Почистить куклам зубки (можно использовать детскую зубную щетку или палочку)

• Посадить на горшок (для маленьких игрушек можно использовать крышку от флакона или нижнюю часть пластмассовой банки).

 

Игру можно сопровождать короткими стишками, например, такими как:

Водичка, водичка, 

Умой мое личико,

 Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок

Кто у нас хорошая:

Кто у нас пригожая?

Катенька хорошая!

 Катенька пригожая!

"Мы идем гулять"

 

Подготовка к прогулке (пеленание или одевание куклы). Укачивание ее на руках или в коляске. Прогулка на машине (в коляске). Катание с горки на машине или на дощечке. Куклу можно носить на руках. Если ребенок уже пользуется активной речью, предложите ему рассказать кукле, что она может увидеть.

 

Прогулку с куклой можно разыграть, используя элементы конструирования. Это можно сделать следующим образом.

Вы кладете на стол небольшую куклу и кубики (кирпичики), говорит ребенку: "Наша Лялечка скучает одна, хочет погулять. Давай построим для нее дорожку?". Берете один кирпичик, приставляете к нему другой, затем предлагаете ребенку продолжить дорожку. После того, как дорожка построена, вы вместе с ребенком шагаете по ней куклой, приговаривая: "Топ-топ, топает малышка" или: "Маленькие ножки идут по дорожке. Топ-топ-топ". Впоследствии игру можно усложнить, вводя в нее еще одну куклу, которая тоже гуляет и идет навстречу первой. Они встречаются, обнимаются, разговаривают друг с другом.

 

"Кукла заболела"

 

Жалоба куклы, расспросы о том, что болит, как болит, утешение ее. Отвезти куклу на машине в больницу. Послушать сердце (трубочкой; макарониной; пуговицей, нанизанной на веревочку; ухом) Измерить температуру (игрушечным градусником, палочкой, карандашом) Сделать укол (игрушечным или настоящим пластмассовым шприцем, палочкой, пальчиком). Дать таблетку (для этой цели подойдут бусина, пуговица, горошина или фасолина, листочек бумаги, пустая ладошка). Поставить горчичники (с помощью листочка бумаги, кусочка ткани, листика). Поставить банки (можно использовать маленькие крышки от флаконов или просто согнуть ладошку). Полечить горло (пополоскать его из чашечки, смазать палочкой с мазью).

Полечить ушко (закапать лекарство пипеткой или двумя сложенными пальчиками, смазать палочкой с мазью). Сделать повязку кусочком бинтика. Дать витамины (горошки, пуговички) Напоить горячим чаем с медом (с малиной) Уложить в кроватку. Спеть песенку, успокоить куклу.

 

"Добрый доктор Айболит"

В  ходе этой игры следует прочитать ребенку отрывки из стихотворения К. Чуковского "Айболит", а затем разыграть соответствующие сценки с различными зверюшками, используя действия и предметы, перечисленные в игре «кукла заболела».

"В магазине"

 

Разложить на столике (на прилавке) овощи, фрукты, предметы-заместители. Взрослому или ребенку взять на себя роль продавца. Cпросить у продавца, какие продукты есть в магазине. Выбрать необходимые продукты и сложить их в корзинку (с использованием предметов-заместителей). Заплатить продавцу деньги (листочки бумаги, пуговицы, плоские детали от мозаики) Отнести корзинку домой, разложить продукты на столе. Вымыть овощи или фрукты. Поинтересоваться у кукол, что они хотят съесть. Предложить им морковку, яблочко, банан и пр. (использовать реалистические игрушки или рисунки). Сварить в кастрюльке суп. По завершении этой игры, можно предложить ребенку пригласить гостей (членов семьи или кукол) и угостить их продуктами, купленными в магазине. Игру можно сопровождать чтением стихотворения Ю. Тувима:

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку, Капусту, Морковку, Горох, Петрушку и свеклу. Ох!..

Вот овощи спор завели на столе

 – Кто лучше, вкусней и нужней на земле:

Капуста? Морковка? Горох, Петрушка иль свекла? Ох!..

Хозяйка тем временем ножик взяла

И ножиком этим крошить начала:

 Картошку, Капусту, Морковку, Горох, Петрушку и свеклу. Ох!..

Накрытые крышкой, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке:

Картошка, Капуста, Морковка, Горох, Петрушка и свекла. Ох!..

И суп овощной оказался не плох!

 

"Приходите в гости к нам"

 

Цель: Пригласить игрушки на праздничный обед (обойти вместе с ребенком комнату и предложить нескольким куклам и животным прийти в гости, побуждая ребенка к разговору с игрушками). Накрыть праздничный стол, расставить посуду по числу приглашенных гостей, угощенье (фрукты, овощи, конфеты и пр.). Рассадить гостей за столом. Предложить им угощенье, поинтересоваться, что каждый из гостей хочет съесть. Разложить угощенье на тарелки, покормить гостей. По окончании обеда поблагодарить гостей, проводить их домой. Гостями могут быть не только игрушки, но и члены семьи, сверстники.

"Домашние заботы"

 

Постирать куклам одежду (в тазике, в ванночке). Постирать одеяло, простынку (кусочек ткани, салфетку, платочек) Погладить белье (игрушечным утюжком или кубиком) Сложить белье в шкафчик, в ящичек комода (в коробку)

 

 

"В парикмахерской"

 

Усадить куклу на стульчик, завязать фартучек Вымыть кукле голову (можно использовать флакон из-под шампуня, кубик вместо мыла) Высушить волосы феном (можно водить над головой кубиком и жужжать). Причесать куклу (расческой, палочкой). Приколоть заколку, бантик. Побрызгать волосы лаком Посмотреться в зеркальце (можно в крышку от банки).

"У меня зазвонил телефон"

Разговор по телефону: С мамой, папой, бабушкой, дедушкой (рассказать о том, в какие игрушки играет, спросить, чем занимаются родные и пр.) С врачом (вызвать врача к больному ребенку или к себе, рассказать, что болит). После этого можно разыграть сюжет "Больница".

С продавцом (спросить, есть ли в магазине яблоки, конфеты, игрушки и пр.). После этого можно поиграть в сюжет "Магазин".

С парикмахером (узнать, работает ли парикмахерская, можно ли придти и сделать прическу и пр.). Разыграть сюжет "Парикмахерская".

Использовать в разговоре по телефону стихотворение К. Чуковского "У меня зазвонил телефон".

"Цирк"

Предложите ребенку отвести кукол и зверей в цирк. Усадите их на диванчик. На коврике перед диванчиком устройте "арену" цирка, на ней разместите "артистов". Ими могут быть и мягкие и заводные игрушки (например, кувыркающаяся обезьянка, "Дюймовочка" и др.), а также народные игрушки, которые приводятся в движение веревочками или палочками и имитируют действия взрослых (например, медведь рубит дрова, заяц играет на барабане и др).

Вы говорите: "Сейчас выступит обезьянка. Посмотрите, как она умеет кувыркаться". Затем заводите обезьянку и показываете, как она кувыркается. – "А теперь выступает мишка. Он умеет рубить дрова". Петушок может петь и красиво хлопать крыльями, заяц – бить на барабане и т.д. В этой игре можно использовать маски или полумаски разных животных, куклы-рукавички и пр. После каждого выступления вместе с ребенком похлопайте в ладошки.

"Укладывание игрушек спать"

В эту игру хорошо играть перед сном. Малыши не всегда охотно убирают игрушки на место. Старайтесь обыгрывать этот момент, помогая ребенку и разговаривая с игрушками.

15 мая 2020 в 17:17

Прикреплённые файлы:

Документ: КАРТОТЕКА СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР

Описание файла:

Файл называется: kartoteka-syuzhetno-rolevyh-igr_3i9tc.docx

Это официальный файл организации «Персональный сайт педагога Римша Таисии Владимировны», в нём содержится КАРТОТЕКА СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР.

Размер файла: 0,8 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.