Персональный сайт педагога Римша Таисии Владимировны
КАРТОТЕКА СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР
КАРТОТЕКА
СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛИЗАЦИЯ»
«Собираемся на прогулку»
Цель:развивать у детей умение подбирать одежду для разного сезона, научитьправильно называть элементы одежды, закреплять обобщенные понятия«одежда», «обувь», воспитывать заботливое отношение к окружающим. Оборудование: куклы, одежда для всех периодовгода (для лета, зимы, весны и осени, маленький шкафчик для одежды и стульчик. Возраст: 3–4 года. Ход игры: в гости к детям приходит новая кукла. Оназнакомится с ними и хочет поиграть. Но ребята собираются на прогулку и предлагаюткукле идти с ними. Кукла жалуется, что она не может одеваться, и тогда ребятапредлагают ей свою помощь. Дети достают из шкафчика кукольную одежду, называютее, выбирают то, что нужно сейчас одеть по погоде. С помощью воспитателя вправильной последовательности они одевают куклу. Затем дети одеваются самии выходят вместе с куклой на прогулку. По возвращении с прогулки дети раздеваютсясами и раздевают куклу в нужной последовательности, комментируя своидействия. «Магазин»
Цель:научить детей классифицировать предметы по общим признакам, воспитыватьчувство взаимопомощи, расширить словарный запас детей: ввести понятия«игрушки», «мебель», «продукты питания», «посуда». Оборудование: все игрушки, изображающие товары,которые можно купить в магазине, расположенные на витрине, деньги. Возраст: 3–7 лет. Ход игры: воспитатель предлагает детям разместитьв удобном месте огромный супермаркет с такими отделами, как овощной,продуктовый, молочный, булочная и прочие, куда будут ходить покупатели. Детисамостоятельно распределяют роли продавцов, кассиров, торговых работниковв отделах, рассортировывают товары по отделам – продукты, рыба, хлебобулочныеизделия, мясо, молоко, бытовая химия и т. д. Они приходят в супермаркет запокупками вместе со своими друзьями, выбирают товар, советуются спродавцами, расплачиваются в кассе. В ходе игры педагогу необходимо обращатьвнимание на взаимоотношения между продавцами и покупателями. Чем старшедети, тем больше отделов и товаров может быть в супермаркете.
«Игрушкиу врача»
Цель:учить детей уходу за больными и пользованию медицинскими инструментами,воспитывать в детях внимательность, чуткость, расширять словарный запас:ввести понятия «больница», «больной», «лечение», «лекарства», «температура»,«стационар». Оборудование: куклы, игрушечные зверята, медицинскиеинструменты: термометр, шприц, таблетки, ложечка, фонендоскоп, вата, баночки слекарствами, бинт, халат и чепчик для врача. Возраст: 3–7 лет. Ход игры: воспитатель предлагает поиграть, выбираютсяДоктор и Медсестра, остальные дети берут в руки игрушечных зверюшек и кукол,приходят в поликлинику на прием. К врачу обращаются пациенты с различнымизаболеваниями: у мишки болят зубы, потому что он ел много сладкого, кукла Машаприщемила дверью пальчик и т. д. Уточняем действия: Доктор осматриваетбольного, назначает ему лечение, а Медсестра выполняет его указания. Некоторыебольные требуют стационарного лечения, их кладут в больницу. Дети старшегодошкольного возраста могут выбрать несколько разных специалистов – терапевта,окулиста, хирурга и других известных детям врачей. Попадая на прием, игрушкирассказывают, почему они попали к врачу, воспитатель обсуждает с детьми,можно ли было этого избежать, говорит, что нужно с большей заботой относитьсяк своему здоровью. В ходе игры дети наблюдают за тем, как врач лечит больных –делает перевязки, измеряет температуру. Воспитатель оценивает, как дети общаютсямежду собой, напоминает о том, чтобы выздоровевшие игрушки не забывалиблагодарить врача за оказанную помощь. «Деньрождения Степашки».
Цель:расширить знания детей о способах и последовательности сервировки столадля праздничного обеда, закрепить знания о столовых предметах, воспитыватьвнимательность, заботливость, ответственность, желание помочь, расширитьсловарный запас: ввести понятия «праздничный обед», «именины», «сервировка»,«посуда», «сервис». Оборудование: игрушки, которые могут прийти в гостик Степашке, столовые предметы – тарелки, вилки, ложки, ножи, чашки, блюдца,салфетки, скатерть, столик, стульчики. Возраст: 3–4 года. Ход игры: воспитатель сообщает детям о том, что уСтепашки сегодня день рождения, предлагает пойти к нему в гости и поздравитьего. Дети берут игрушки, идут в гости к Степашке и поздравляют его. Степашкапредлагает всем чай с тортом и просит помочь ему накрыть стол. Дети активноучаствуют в этом, с помощью воспитателя сервируют стол. Необходимо обращатьвнимание на взаимоотношения между детьми в процессе игры. Строимдом.
Цель:познакомить детей со строительными профессиями, обратить внимание на рольтехники, облегчающей труд строителей, научить детей сооружать постройкунесложной конструкции, воспитать дружеские взаимоотношения в коллективе,расширить знания детей об особенностях труда строителей, расширить словарныйзапас детей: ввести понятия «постройка», «каменщик», «подъемный кран»,«строитель», «крановщик», «плотник», «сварщик», «строительный материал». Оборудование: крупный строительный материал,машины, подъемный кран, игрушки для обыгрывания постройки, картинки с изображениемлюдей строительной профессии: каменщика, плотника, крановщика, шофера и т. д. Возраст: 3–7 лет. Ход игры: воспитатель предлагает детям отгадатьзагадку: «Что за башенка стоит, а в окошке свет горит? В этой башне мы живем, иона зовется? (дом) ». Воспитатель предлагает детям построить большой,просторный дом, где бы могли поселиться игрушки. Дети вспоминают, какиебывают строительные профессии, чем заняты люди на стройке. Они рассматриваютизображения строителей и рассказывают об их обязанностях. Затем детидоговариваются о постройке дома. Распределяются роли между детьми:одни – Строители, они строят дом; другие – Водители, они подвозят строительныйматериал на стройку, один из детей – Крановщик. В ходе строительства следуетобращать внимание на взаимоотношения между детьми. Дом готов, и туда могутвселяться новые жители. Дети самостоятельно играют.
«Почта» Цель ¬• Рассказать детям о том, что звери и птицы (голуби, собаки, слоны, верблюды)могут доставлять почту так же, как транспорт и люди. • Ознакомить с процессомполучения бумаги, на которой пишутся письма, и бумаги, на которой печатаютсяжурналы и газеты. • Объяснить, что почта помогает людям получать быструюинформацию о событиях, происходящих в мире. СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ¬ • Дети получают письмо из леса о том, что тампоявились люди, которые ломают молодые деревья, ветки, рвут цветы. Задачадетей: организовывать отряд помощи и предложить пути решения проблемы. •Почтовый голубь приносит телеграмму от гиппопотама о том, что в Африке сильнаязасуха. Задача детей: организовать доставку питьевой воды в специальныхбаллонах (их заменяют пластиковые бутылки); используя географическую карту,предложить способы доставки. • Собака Жучка приносит весть о том, что в горахсошла лавина, в результате чего пострадали звери, поломаны деревья. Задачадетей: собрать специальную посылку с бинтами, йодом, замазкой для деревьев.
«Парикмахерская»
Цель ¬• Рассказать о том, что существуют специальные парикмахерские для животных(мытье, стрижка шерсти). • Обратить внимание детей на проблему мусора (впарикмахерской остаются пустые флаконы, баночки, остриженная шерсть и т. п.). •Как решить проблему утилизации отходов с наименьшим ущербом для природы? СОЗДАНИЕПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ¬ • Впарикмахерскую приходит лохматая грязная собачка, которую из-за ее неопрятноговида никто не хочет взять к себе домой. (Парикмахер предлагает вымыть ее ипостричь.) • Открытие парикмахерской-салона «У Артемона» (оформление помещения,выбор журналов, фотографий). • В парикмахерскую приходит экологическая милицияи говорит о необходимости утилизации мусора. (Дети предлагают варианты решенияэтой проблемы: пластиковые баночки выбрасываются в одни контейнеры, стеклянные— в другие и т. п. Затем все это отвозится на завод и перерабатывается.) "Пора кушать". • Накрыть стол, расставитьприборы. • Сварить суп, кашу на плитке(в пустой кастрюльке или положив в нее пуговицы, шарики, бусины, палочки и пр.)и покормить куклу из ложечки, палочкой, из ладошки. В качестве плитки можноиспользовать кубик или другой плоский предмет. • Сварить яичко (шарик), подутьна него, разбить ложкой (палочкой), покормить куклу, мишку. • Испечь пирожки (можноиспользовать шарики, колечки, пуговицы, кубики, вырезанные из цветной бумагифигурки, можно слепить их из пластилина, теста), угостить кукол и зверей. • Накормить куклу из тарелкисупом, кашей, хлебушком, порезать ножом (палочкой) сосиску, колбаску (для этойцели могут использоваться шарик, кубик, палочка, детали от конструктора илимозаики, фантик, шарик). • Вскипятить молоко, налитьсок, напоить кукол, дать им печенье, конфету (используются пластмассовые деталиконструктора или мозаики, фантик, шарик) рисунками без детализации собозначением только цвета, например, зеленый овал – огурчик, оранжевый –морковка, красный кружок - яблочко или помидор, зеленый круг в полоску - арбуз) • Помыть посуду, вытереть ееполотенцем. Вымыть посуду можно ладошкой или кусочком губки, вместо полотенцаиспользовать кусочек ткани. Не следует забывать о том, чтоигровые действия можно совершать и без использования предметов, с помощьюпальцев, ладошки, жестов (например, "взять" пальчиками воображаемуюконфету или орешек, протянуть мишке пустую ладошку и предложить ему яблочко). Врамках этого сюжета можно организовать обыгрывание различных детскихстихотворений, например, "Оладушки" А.Кравченко: Бабушка, бабушка, Испеки оладушки! – Да испечь-то испеку, Только где же взять муку? - Вот мука! Бабушка,бабушка, Испеки оладушки! - Я б оладьев напекла, Только нету молока. - Вот молоко! Бабушка, бабушка, Испеки оладушки! - Я бы испекла уже, Вот беда-то, нет дрожжей. -Вот дрожжи! Бабушка, бабушка, Испеки оладушки! - Да испечь-то испеку, Только надо сахарку. - Вот сахар! Бабушка,бабушка, Испеки оладушки! - Печь оладьи есть сноровка, Только где же сковородка? - Вот сковородка! Бабушка,бабушка, Испеки оладушки! Ну, теперь-то напеку, Внучке милой напеку И любимому внучку. Целу гору напеку! Масленых, румяных, С медом, Со сметаной
15 мая 2020 в 17:17
Прикреплённые файлы:Документ: КАРТОТЕКА СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР Описание файла:Файл называется: kartoteka-syuzhetno-rolevyh-igr_3i9tc.docx Это официальный файл организации «Персональный сайт педагога Римша Таисии Владимировны», в нём содержится КАРТОТЕКА СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР. Размер файла: 0,8 Мегабайт. Скачать файл |
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.